Ритм. Размер стиха.

Ритм — это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы — это ритм. Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме. Стихи — это ритмически  организованная речь.
Почему ритм?
Эмоциональное воздействие ритмически организованной речи на человеческую психику известно очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных общественных и религиозных ритуалах. Достаточно вспомнить об арабах доисламского периода, совершенно однозначно сближавших пророков и поэтов и видевших в поэтическом даре проявление божественной харизмы, обуянности божеством. См религии мира: опыт запредельного».

Как в музыке, присоединиться, подстроиться , отдаться ритму и следовать за ним внимая чтецу. А слова падают прямо в сердце (а информация минуя все барьеры — в сознание). Именно поэтому все лозунги ритмичны, как и реклама. Но, наедай бог ошибиться, сбился с ритма —  конец волшебства.

Итак ритм. Простейший ритм состоит из повторения одного и того же элемента. Графически это можно изобразить так — — — — — — — — -….
Однако такой ритм очень быстро «приедается». Быстро наступает то, что называется монотонностью, или проще говоря, занудство.
Человек по разному реагирует на это. Либо, если это возможно, отключается вообще от восприятия (негромкий монотонный ритм). Либо переходит в стрессовое состояние — развивается раздражение.
«Идеальный» ритм соорудить несложно. Сложнее избавиться от монотонии, не разрушив при этом однако, самого ритма.
Это в известной степени может быть достигнуто структурированием ритма. Так скажем, ритм / — / — / — / — / -… или /—/—/—/—… уже выглядит менее монотонным.  Здесь появляются структурные единицы второго уровня / — или / — — . Ритм воспринимается состоящим из этих структурных единиц второго уровня, а каждая единица, в свою очередь ритмически организована (состоит из единиц одинаковой длительности).

Нетрудно догадаться, что в поэзии единицам первого уровня соответствуют слоги, а единицам второго уровня — стопы. Однако и такой ритм быстро приводит к монотонии. Поэтому ритм (и в музыке и в поэзии) структурируется дальше. В поэзии этим более крупным единицам соответствуют строки. (в музыке — музыкальные фразы).
/-/-/-/-
/-/-/-/-
………
Это уже ритмические единицы третьего уровня.
Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня — строфа (в песенной музыке — куплет). Более крупные ритмические единицы используются только в поэмах (например, «онегинская строфа» — структура состоящая из простых строф — единица 5 уровня).
Хочется повторения, но хочется и разнообразия. Голый ритм и ритмической хаос одинаково неприемлемы.
Говоря о стихотворном ритме просто невозможно не упомянуть о рифме.  А рифма — таково общее и неизменное правило — как явление музыкальное, рассчитана только на слух.
Роль рифмы аналогична с ролью ритма, но не тождественна; ритм расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому ещё созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия. «Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той лёгкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства» (Вундт).

Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувство слушателя (читателя) ждёт рифмы и поэтому  он испытывает наслаждение, услышав её.
Бессознательно при звуке второй рифмы в нас оживает представление о первом рифмующем слове, и таким образом внутренняя связь содержания закрепляется.

Подчеркнем, что структурирование ритма — это не прихоть, не произвольная «условность», которую можно принять, а можно и отбросить. Это — следствие вполне объективных законов человеческой психики. А может и не только психики. Может ритмичность есть проявление сопричастности к волновой гармонии мира.

Использован материал — neogranka.com.

Ритм. Размер стиха.: 1 комментарий

Добавить комментарий